ГРОДНО

+ 375 152 74 03 87  
+ 375 29 782 52 74
+ 375 29 363 54 31
Дело адвоката — не доводить дела до суда. (Илайхью Рут)
Специализированная юридическая консультация
Гродненской областной коллегии адвокатов
Макарчук Ярослав Николаевич
Меры принудительного исполнения и возможность их обжалования
Просмотров: 33


Меры принудительного исполнения и возможность их обжалования
Меры принудительного исполнения и возможность их обжалования

После вынесения решения суда в пользу какой бы то ни было стороны по делу у нее нередко не остается других способов получить присужденное ей, кроме как обратиться за помощью к судебному исполнителю.

Тот же, в зависимости от существа требования, руководствуясь статьей 69 Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 г. № 439-З "Об исполнительном производстве" после возбуждения исполнительного производства при принудительном исполнении исполнительного документа применяет (по отдельности или в совокупности) такие меры принудительного исполнения, как:

обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) третьих лиц;
обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
обращение взыскания на причитающиеся должнику денежные средства, находящиеся на счетах третьих лиц в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
обращение взыскания на заработную плату должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненные к ней доходы, указанные в части третьей статьи 103 настоящего Закона;
обращение взыскания на имущество должника, в том числе на имущественные права, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
изъятие у должника имущества, указанного в исполнительном документе, и передача его взыскателю;
иные действия, в том числе указанные в исполнительном документе и совершаемые для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Однако, как должника, так и взыскателя примененные меры принудительного исполнения, равно как и иные действия (бездействия), а также постановления судебных исполнителей могут не удовлетворить, либо показаться недостаточными или излишними.
Тогда у заинтересованного лица появляется право на обжалование, регламентируемое главой 12 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

Так, в соответствии со статьей 124 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.

Как гласит статья Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения.

Вместе с тем, не стоит забывать и о сроках подачи жалобы в порядке подчиненности, информация о которых содержится в статье 127 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

А именно.
Жалобы (протесты) на постановления судебного исполнителя, а также на постановления руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.
Жалобы (протесты) на действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение десяти дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу (протест), не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

Срок же рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности регламентирован статьей 130 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", из которой следует, что: жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны быть рассмотрены соответствующим руководителем органа принудительного исполнения в течение десяти дней со дня их поступления.

Руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), вправе запросить у сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), дополнительные документы и (или) сведения, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы (протеста). В этом случае срок рассмотрения жалобы (протеста) приостанавливается на основании постановления руководителя органа принудительного исполнения, рассматривающего жалобу (протест), до предоставления запрошенных документов и (или) сведений.
После того, как отпали обстоятельства, послужившие основанием для приостановления срока рассмотрения жалобы (протеста), руководитель органа принудительного исполнения возобновляет рассмотрение жалобы (протеста), о чем выносит постановление.

Закономерным итогом рассмотрения жалобы является соответствующее решение:
либо признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы (протеста);
либо признать жалобу (протест) обоснованной полностью или частично.

Положения статьи 131 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве" предписывают, что в случае признания жалобы (протеста) обоснованной полностью или частично руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:
отменить полностью или частично обжалованные (опротестованные) постановления;
отменить обжалованные (опротестованные) постановления и обязать судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), принять новое решение в соответствии с законодательством;
отменить обжалованные (опротестованные) постановления и принять новое решение;
признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, руководитель органа принудительного исполнения, рассмотревший жалобу (протест), выносит постановление, которое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу (протест), судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы).
Постановление руководителя органа принудительного исполнения, вынесенное в случае признания жалобы (протеста) обоснованной полностью или частично, подлежит исполнению судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), в срок, установленный руководителем органа принудительного исполнения, рассмотревшим жалобу (протест).

Суд также не остаются в стороне при решении проблем взыскателей и должников, поскольку жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь подаются в суд по месту нахождения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь в соответствии с требованиями статьи 132 Закона Республики Беларусь "Об исполнительном производстве".

В свою очередь, жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, в случае несогласия с постановлениями руководителя органа принудительного исполнения, вышестоящего руководителя органа принудительного исполнения, вынесенными по результатам рассмотрения жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, подаются в экономический суд области (города Минска) либо районный (городской) суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.



В любом случае, профессиональный адвокат зачастую может не только помочь на стадии исполнительного производства, но и решить проблему, не доводя до этого этапа.



Специализированная юридическая консультация г. Гродно Адвокат Макарчук Ярослав Николаевич

Copyright © 2015 Профессиональная юридическая помощь